?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Порочные круги Дагестана.
Dag-pilot
dag_pilot
Законы экономики здесь начинают работать совсем не так, как они должны работать. Вспомним закон спроса и предложения:

1. Есть спрос, населению что-нибудь нужно, приходят те, кто начинает на этом зарабатывать.
2. Много предложений, цена на услуги падает, а качество услуг растет.
3. Всеобщее благоденствие и гармония. Те, кто не вписался в рынок, уходят в другие сферы деятельности.

В нашей республике все совсем не так. В общем всегда происходит одно и тоже.

1. Появляется сектор экономики, в котором реально заработать. Пример: частный извоз, торговля телефонами, строительство типовых домов, (вставить любой другой пример), etc.
2. В этот сектор приходит огромное количество людей. Больше, чем сектор в состоянии вместить. Маршрутки начинают простаивать в ожидании своей очереди прокатится по кругу. Выгодное ранее занятие персонально каждому начинает приносить скромную прибыль.
3. Растет всеобщее недовольство, после долгих дискуссий в чайханах, цена на услуги повышается.
4. Бьют морды тем, кто пытается играть на понижение и бесчестно набирает клиентов, предлагая услуги по прежним ценам.
5. Всеобщий профит в виде повышения цен на услуги сектора.
6. Пройдя через кармический закон перерождения, а также цепочку причин и следствий бюджет республики становится все более непрозрачным и дефицитным.
7. В сферу услуг, вновь ставшую выгодной, вливаются все больше желающих заработать. До того момента, пока не повторяется пункт № 2.

Тему данного поста подсказали пользователи salahbekov и zakir05 при обсуждении стихийной забастовки маршрутников в Махачкале. Мне кажется когда-нибудь напишут целые диссертации на тему "Псевдоэкономика Северокавказских республик начала XXI века".


  • 1
Да, такую положительную обратную связь можно проследить: цена накручивается на каждом круге и раз за разом стимулирует приход новых желающих подзаработать, которые, чтобы на всех хватило, опять поднимают цены и запускают новый круг.

Другое дело, что если бы здесь действовали только цеховые соображения, то "цех маршрутчиков" мог бы, как делали еще первые средневековые цеха, не пускать новичков, посягающих на их заработок. Здесь же этот принцип не работает, потому что есть еще одна заинтересованная сторона - администрация Махачкалы. Чем больше людей, тем больше с них взяток.

Хотя, по идее, администрация Махачкалы здесь должна была бы выступать как регулятор - ограничивать количество транспорта, высчитывая оптимальное его количество. Она даже обязана это делать, чтобы избегать загруженности городских дорог. И, напротив, если транспорта недостаточно, администрация должна стимулировать приход нужного количества маршрутчиков - уже в интересах пассажиров. Но администрация у нас занимается другими делами.

Я знал! Не знаю почему, но был абсолютно уверен, что всплывут аналогии со средневековыми гильдиями, спасибо. Видимо привычка мыслить в исторической перспективе сказывается, настоящее уже как проходящее. Не зря Гумилев любимый автор. Или современная Махачкала наконец доросла до уровня Брюгге 14 века :)

Насчет регуляции этого "роя" (воспользуюсь модным термином Латыниной)мне приходят мысли в другом ключе. Не нравиться идея, что администрация должна приходить в свой транспортный сераль и подсчитывать число единиц транспорта согласно списка, как не слишком подходящая местным условиям.

Нужен фас (рекомендации к исполнению служебных обязанностей) ГИБДД. Большая часть маршруток не отвечают требованиям безопасности, техническое состояние далеко от идеального. Вождение, так это вообще пир сердца, штрафовать не перештрафовать. Меня особенно умиляет, когда в час пик переполненная маршрутка ныряет во дворы и по закоулочкам, объезжая женщин с колясочками, минует пробку.

Да что же в самом деле! Не отстреливать же маршруточников партиями по 2-3 тысячи человек. Просто на время изымать из обращения, а пускать обратно только с большим одолжением. Вот, мне кажется, и решение.

Ну, вполне себе нормальное решение. Техническое состояние маршруток оставляет желать лучшего - почему бы никуда не годные корыта не отстранить от работы? Лишение прав за безмозглое вождение тоже уменьшит их число. Хотя многие работают на арендованных машинах, и поэтому хозяин просто наймет другого - но все равно какой-то эффект это даст. Да ради безопасности женщин с колясками хотя бы стоит это делать.

Другое дело, что это должно очень повезти, чтобы оставшееся в итоге число маршруток чудесным образом совпало с тем количеством, которое нужно городу. Поэтому наверняка все равно нужен регулятор. Кто-то говорит, что рынок все отрегулирует. Извините, не верю. Это гайдаровщина и чубайсовщина, она показала свою несостоятельность еще в первой половине 90-х годов.

Нужен негулятор - в данном случае администрация Махачкалы. Конечно, и этой администрации нужен регулятор, чтобы не было злоупотреблений, как сейчас. А такого регулятора нет. Но это уже совсем другая история.

Только именно в этом загвоздка. Мне нравится одно выражение. Кто будет сторожить сторожей? В случае с администрацией г. Махачкалы, правительства РД, и чиновников всех рангов этот вопрос обретает прямо-таки абсурдное звучание. Естественно, сложившаяся ситуация выгодна нашей мафии, поскольку свой ежедневный налог они собирают с общего числа грачующих. Им выгодно что их так много.

А.Смит и Кейнс перевернулись в гробу

Они там уже вращаются как реактивные турбины. :)

  • 1